Редактор на лекции #5: Социальный конфликт

Редактор на лекции #5: Социальный конфликт

Редактор на лекции #5: Социальный конфликт

Мы все знаем, что такое конфликтная ситуация, каждый сталкивался с конфликтными личностями в своей жизни. Как правило, нам трудно взаимодействовать между собой во время конфликта.

Но что, если конфликт – это управляемое явление? Что если можно на разных стадиях конфликта не только его предотвращать, но и умело распоряжаться теми энергетическими ресурсами, которые использует человек для преодоления конфликтной ситуации?

Это возможно, но давайте для начала разберемся в том, что такое конфликт и какую роль он играет в формировании общества.

Социальный конфликт

В первую очередь нам нельзя путать конфликт и конкуренцию, так как конкуренция – это положительное явление, которое обеспечивает рост показателей всех сторон, стремящихся к получению наибольшей выгоды в том или ином вопросе. В то время, как цель конфликта – это навязывание своей точки зрения, подчинение или даже уничтожение противника.

Таким образом мы подошли к определению социального конфликта – это противоречие между двумя сторонами, которое переросло в противостояние, борьбу или в открытые вербальные и невербальные столкновения.

Социальный конфликт – это достаточно широкое понятие, оно включает не только межличностный конфликт (то есть противоречия между двумя людьми), но и межгрупповой конфликт и в общественный конфликт, выходящий за рамки группы.

Стадии конфликта

Важно понимать, что у конфликта есть несколько этапов, он не рождается на пустом месте и чаще всего формируется в течение определенного количества времени. Если вам вдруг покажется, что конфликтная ситуация вспыхнула на пустом месте неожиданно для всех, то тут скорее всего два варианта развития событий:

  • Первый вариант – конфликт действительно вспыхнул неожиданно и на пустом месте. Скорее всего это произошло из-за подвижности психики одной из сторон. Чаще всего такой конфликт затихает так же быстро, как и зарождается;

  • Второй вариант – конфликт имеет определенную историю возникновения и развития, но огласке был предан только в тот момент, когда вы о нем узнали.

Разделяется конфликт, как правило, на три основных стадии:

  • Предконфликтная стадия;

  • Непосредственно конфликт;

  • Разрешение конфликта, урегулирование конфликта, погашение конфликта.

Управление конфликтами, урегулирование или разрешение конфликта

При этом конфликт может быть разрешен еще до той стадии, когда он перерос в активное противостояние. Поэтому некоторые специалисты рассматривают еще четвертую стадию, следующую после созревания конфликта – это пик конфликта. До того, как конфликт вышел на свой пик, его можно урегулировать или даже разрешить. Вообще существует несколько путей работы с конфликтными ситуациями на всех уровнях: межличностном, общественном и т.д.

  • Управление конфликтом;

  • Урегулирование конфликта;

  • Разрешение конфликта.

Управление конфликтом включает в себя комплекс мер по устранению причин конфликтных взаимодействий или направление энергии конфликтующих в определенное созидательное русло. Урегулирование конфликта не всегда подразумевает его полное разрешение, хотя иногда конфликт может быть разрешен после стадии урегулирования. Например, два класса конфликтуют между собой на занятиях по физкультуре, которые проходят в одно время в одном и том же месте. Решение – разделить занятия, перенести время проведения урока одного из классов. Таким образом, конфликт урегулирован, но не разрешен. Не было проведено работы по исследованию конфликтной ситуации и его причин.

Разрешение конфликта – это устранение причин конфликта, путем достижения компромисса или же принятием одной из сторон условий другой стороны.

Надеюсь, мне удалось понятно и интересно рассказать о социальных конфликтах. Ждите следующий выпуск Редактора на лекции в следующий понедельник!

Авто статьи: Антон Щегулин


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Другие материалы раздела
Новое на сайте