В экспозиции представлены около ста акварельных работ художника, посвященных Коломенскому, и несколько десятков предметов из коллекции «Белый камень».
Графическая серия Германа Орлова — это архитектурное исследование, побуждающее зрителя по-новому, внимательнее вглядеться в природу и памятники музея-заповедника, который в 2023 году отмечает сто лет со дня основания. Представленные работы помогают по достоинству оценить ландшафт и архитектуру Коломенского, а предметы из собрания музея-заповедника — понять замысел зодчих.
Герман Орлов родился в 1937 году в Москве. В 1954 году поступил в МАРХИ, окончив который, был распределен на работу в Государственный проектный институт «Промстройпроект», где он прошел путь от рядового сотрудника до заместителя главного архитектора института. В 1972 году, получив степень кандидата архитектуры, работал главным архитектором ГСП «Союзмашпроект» Миноборонпрома. В качестве автора, соавтора и руководителя творческого коллектива принимал участие в проектировании и строительстве крупных промышленных предприятий, административных, жилых и общественных зданий как в России, так и за рубежом.
С 1981 года Герман Орлов является профессором кафедры «Архитектура промышленных сооружений», с 1989 года по 2007-й занимал должность проректора МАРХИ по учебной работе. Автор более чем 40 публикаций в профильных изданиях, разделов учебников, авторских учебных пособий, программ по учебному архитектурному проектированию.
В 2005 году состоялась его первая персональная выставка живописи и графики в Центральном доме архитектора. Затем были десятки выставок, посвященных природе и архитектуре разных уголков России и других стран мира, но именно Коломенское Герман Юрьевич считает уникальным местом, в котором за пять с половиной веков сложилось гармоническое равновесие: архитектура слилась с природой, а природа вошла в архитектуру.
Вот как сам Орлов пишет о своих работах, посвященных Коломенскому: «Я не историк, не археолог и не искусствовед. Здесь я только благодарный потребитель архитектуры и неиспорченной ею природы. Поэтому не перестаю еще удивляться, как это дух места до сих пор удерживает наступающую со всех сторон на Коломенское городскую цивилизацию и не дает ему превратиться в очередную Атлантиду. В своих рисунках, которые не пейзажи и не картины, я допускал вольности, отступая от буквального правдоподобия, стирая „случайные черты“, переставляя деревья, убирая их, когда они мешали мне рассмотреть какое-либо сооружение. Вместе с пятисотлетними дубами, регулярными рядами яблоневых садов, аптекарским огородом и зарослями сирени архитектура выступает здесь единым явлением. Оприроженный человек и очеловеченная природа живут здесь в едином согласии. Без архитектуры ни деревья, ни цветы ничего не значат, хотя они для нее — земная опора. Такое же цветение жизни».
Фонд «Белый камень» музея-заповедника «Коломенское» — это собрание архитектурных деталей, фрагментов белокаменного декора с утраченных памятников Москвы. Коллекция появилась благодаря основателю и первому директору музея, архитектору и реставратору Петру Барановскому. Самые ранние памятники относятся к XIV веку, самые поздние — к ХХ веку.
1 ноября 2023 г. — 4 февраля 2024 г.
вт — вс: 10:00–18:00,
понедельник — выходной
Дворец царя Алексея Михайловича,
Хоромы младших царевен, вход 7,
Проспект Андропова, д. 39, стр. 69