Редактор на лекции #9: социологическое исследование

Редактор на лекции #9: социологическое исследование

Во многих гуманитарных вузах не обходится без социологических исследований, особенно это актуально для управленческих университетов и университетов, обучающих методам работы с массовыми коммуникациями.

Социологическое исследование помогает лучше понять законы общества и главные принципы общественного взаимодействия. Но какие реальные результаты мы можем получить на практике, применяя социологическое исследование в разных сферах деятельности?

В политике

Без социологических исследований в политике и политэкономике даже шагу не делают. Все основывается на цифрах из исследований, проводятся исследования постоянно, так как в разрезе политики все они довольно быстро теряют актуальность, необходимо постоянное пополнение данных. На основе социологических исследований генерируется статистика, демонстрирующая уровень жизни населения, потребности населения, состояние той или иной отрасли, уровень лояльности электората и многое другое.

В рекламе

Когда-то реклама опиралась не на исследования, а на опыт людей, работавших в сфере долгое время. Но после того как Огилви, Рубикам и многие другие изменили общее понимание рекламы, как явления, социологические исследования стали неотъемлемой частью любой рекламной кампании. Стали популярны фокус группы, в рамках которых потенциальные потребители просматривают видеоролик и тестируют продукт, а затем фиксируют свои впечатления. На основе этих данных создатели рекламного продукта генерируют наиболее работоспособную кампанию.

В экономике

Экономика напрямую зависит от человеческого фактора, поведения лидеров мнений, политиков и ведения бизнеса генеральными директорами крупных холдингов и компаний. Конечно, многие изменения практически невозможно отследить по разным причинам, кто-то пользуется своим положением и внедряет инсайдерскую информацию, другие факторы просто буквально тонут в информационном потоке. Социологические исследования в экономике ориентированы на зависимость разных экономических величин от общественного устройства и прочих факторов. Чаще всего они оседают в теоретико-методологических трудах, которые можно прочесть в учебниках и профильной литературе.

Какие бывают социологические исследования?

Их можно разделить на несколько категорий. В социологии параметр временного промежутка играет существенную роль, поэтому социологическое исследование может подразделяться на следующие типы:

  • Долгосрочные (от 3 лет и более);

  • Среднесрочные (от 6 месяцев до 3 лет);

  • Краткосрочные (от 2 до 6 месяцев);

  • Экспресс-исследования (все, что до 2-х месяцев).

Также можно выделить фундаментальные и прикладные исследования. Первые направлены на решение глобальных проблем и отличаются сложностью проработки, длительностью исследования. Вторые более узконаправленные и призваны решить конкретную задачу малого масштаба.

Методы социологического исследования

Всего существует пять методов:

  • Опрос;

  • Анализ информации;

  • Эксперимент;

  • Наблюдение;

  • Экспертная оценка.

Совокупность методов может быть использована в рамках одного исследования.

Опрос бывает устным, письменным и электронным. Из названия понятно, что мы опрашиваем людей. Причем, случайные это люди или конкретная выборка зависит, только от нашего исследования. Чаще всего, конечно же, производится определенная выборка, но это тема для отдельной статьи. Письменный и электронный опрос в целом идентичны по своей сути, с той лишь разницей, что результаты электронного опроса гораздо легче обрабатывать.

Анализ информации – это неотъемлемая часть любого социологического исследования, так как с этого чаще всего и начинается само исследование. Прежде, чем выдвинуть определенную гипотезу, нужно выяснить, что в этой области было исследовано до того, как вы принялись за работу.

Эксперимент. Если наши теоретические знания нуждаются в подкреплении, то мы их можем проверить двумя методами: экспериментом и наблюдением. Эксперимент – это искусственно созданная ситуация, нуждающаяся в проверке. Хорошим примером является Стэнфордский эксперимент «Заключенные и надзиратели», где добровольцы отыгрывали роли заключенных и охранников. Эксперимент вышел из под контроля уже на второй день, когда начался бунт заключенных.

Наблюдение. Неотъемлемая часть социологического исследования. Состоит в том, чтобы найти подходящий объект исследования и наблюдать за его поведением. Иными словами, если нам нужно выяснить, как выстраивается взаимодействие сотрудников нефтяных компаний, то мы внедряемся в офис и фиксируем все поведенческие факторы.

Экспертная оценка. Обращение к эксперту с опытом работы в целевой области, чтобы получить его оценку ситуации. Существуют такие области, которые очень сложно исследовать иными методами, кроме как методом экспертной оценки.

Это тот минимум информации, который необходимо знать, касательно социологических исследований. Надеюсь, мне удалось понятным языком рассказать, что это такое и из чего оно состоит. Следующий выпуск Редактора на лекции будет в понедельник!

Учитесь с удовольствием!

Редакция портала UnaPersona

Автор статьи: Антон Щегулин


Материалы по теме:
Популярное

Новое в разделе

Новости партнеров

Выбор редакции
Новое на сайте