Перспективы для инноваций в строительной отрасли

Перспективы для инноваций в строительной отрасли

Год назад, 4 марта 2014 года, прошло очередное заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России в сфере строительства, согласно решениям которого Минстроем России и был подготовлен проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли.  

Сложная ситуация с инновациями в строительной сфере общеизвестна и потому уже даже сам факт появления данного проекта имеет явно выраженный позитивный характер, однако, как полагают эксперты, опубликованная Стратегия поднимает больше вопросов, чем решает Задачей проекта, как указано в преамбуле,  является содействие модернизации российской системы технического регулирования и стандартизации посредством сближения с нормативно-правовой базой и инфраструктурой ЕС, что сразу вызывает законные вопросы о целесообразности такого сближения в условиях очередного продления антироссийских санкций, которые, например вице-премьер правительства Рогозин считает установленными «навечно».

Оставляя в стороне вопросы политические, эксперты резонно отмечают, что любые стратегии развития России и национальные программы – в том числе и данный проект Стратегии – останутся неактуальными, если не будут содержать в себе в качестве главного вектора научно-технический прогресс в строительной отрасли через развитие научно-исследовательских работ.

Авторы проекта Стратегии справедливо отмечают немалые трудности инновационного развития строительства, констатируя, что « причина инертности строительной отрасли в части восприятия инноваций заключается в отсутствии коммерческого интереса к ним у подавляющего большинства застройщиков, т.к. при благоприятной рыночной конъюнктуре высокая норма прибыли может быть получена и без использования инноваций».

Тем не менее, возможные механизмы создания указанной заинтересованности со стороны строительных организаций в инновациях остались за рамками текста Стратегии, а роль государства в решении этой задачи сведена к нулю, поскольку никакого финансирования НИР и ОКР из бюджетных источников Стратегия не предусматривает.

При этом Стратегия справедливо отмечает, что «финансирование науки должно быть ориентировано на результат и практические внедрение в строительной отрасли», однако никак не поясняет, откуда именно должно возникнуть столь необходимое финансирование.

Отметим, что финансирование научных исследований в России неуклонно снижается – если в 2011 году на НИР и НИОКР было направлено 57,3 млн. руб, то в 2014 и 2015 годах эта сумма составила 7 млн. рублей, что вряд ли может быть охарактеризовано иначе, как микроскопически малая величина. Внебюджетное же финансирование НИР прогнозируется в объеме 220 млн. руб. в год, что трудно охарактеризовать иначе, как весьма незначительное (220 млн. в год составит стоимость всего нескольких крупных тем) и не способное обеспечить решение стратегических задач инновационного развития отрасли.

Для понимания истинных размеров необходимого научного обеспечения достаточно привести только несколько примеров. Так, в Японии, при почти 20%-ной доле строительного сектора экономики в ВВП, расходы на НИОКР в строительстве составляют  около  3 млрд. долларов, а в Великобритании ежегодные затраты на строительную науку составляют 700 млн. долларов, причем 25% этой суммы выделяется из госбюджета.

Интерес строительных корпораций к финансированию научных исследований в развитых странах мощно поддерживается государством – например,  правительство США освободило от налогов расходы на науку, включаемые компаниями в сумму подрядных торгов по государственным заказам и обещает предоставлять льготы подобного рода для компаний, финансирующих научные исследования, особенно в части проектов, реализация которых связана с обеспечением безопасности зданий  и сооружений, применением новых технологий и материалов, обеспечивающих их надежность и долговечность.

Ассигнования на науку у крупных компаний за рубежом постоянно возрастают, причем многие из них создают в своем составе самостоятельные научные подразделения. Транснациональная компания «MAPEI» (строительная химия, сухие смеси, клеи, добавки), к примеру, имеет лаборатории по всему миру, и тратит на научные исследования 100 млн. (!)  евро ежегодно.

Важность научного обеспечения развития строительства хорошо иллюстрируется и на примере плана развития европейского строительство до 2030 года  под названием Европейская строительная платформа – European Construction Technology Platform – ECTP, где научное обеспечение выполнения программы ECTP реализуется через параллельную программу научно исследовательских работ  – Strategic Research Agenda – SRA.

Данной программой определены основные направления развития научных исследований в строительстве до 2030 года, где главной задачей определено выведение экономики ЕС на первое место в мире по уровню инвестиций и модернизации производственных процессов на базе высоких технологий и инноваций, а также посредством создания новых  рабочих мест, для чего планируется увеличить общеевропейские  расходы в целом на научные исследования (не только строительство) с нынешних 1,95% от ВВП до 3%.

Представляется очевидным, что начатый процесс обсуждения представленной правительством Стратегии – пока она еще находится на стадии проекта – должен привести к внесению в Стратегию необходимых корректировок с учетом указанного опыта развитых стран.


Материалы по теме:
Новое на сайте