Заявлен даже легендарный экземпляр, приписанный библиотеке Александра Сергеевича Пушкина одним из известных фальсификаторов автографов поэта. Стоимость всего каталога оценивается в общую сумму более 12 000 000 рублей.
Среди записных редкостей, входящих в топ-каталог, знаменитая книга петровского времени «Феатрон или Позор исторический…» (Санкт-Петербург, 1724 г.). Известно, что в 1749 году при императрице Елизавете Петровне «Феатрон» был запрещен и даже изымался у частных лиц из-за протестантской направленности сочинения, так как в нем «весьма противные речи напечатаны». Позже книгу снова разрешили для продажи, однако, были изъяты посвящение и предисловие переводчика. На торги выставлен полный экземпляр, не подвергавшийся цензуре, с сохранением гравированного листа и предисловия. Ставка за петровский раритет 400 000 рублей.
На торгах также представят одну из самых дорогих русских книг Федора Солнцева «Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению» в шести томах (Москва, Хромолитография Ф. Дрегера, 1849-1853 гг.). Чрезвычайно редкий из сохранившихся экземпляров, в котором также присутствует еще более редко встречающийся том «Русские старинные знамена». Стартовая ставка за уникальный экземпляр назначена 8 500 000 рублей.
К числу абсолютно уникальных лотов относится легендарная мистификация одного из самых знаменитых фальсификаторов автографов Пушкина в 20 веке – первый том романа Александра Степанова «Постоялый двор. Записки покойного Горянова, изданные его другом Н.П. Маловым» (Санкт-Петербург, 1835 г.). Книга долгие годы считалась личным подарком великого поэта, отправленным в дар декабристам в Читинский острог. Томик содержит многочисленные пометы, в том числе: «Книга эта принадлежала А.С. Пушкину, и была прислана семье Муравьевых, а затем отправлена в Сибирь, где и находилась на каторге с ними...».
Экземпляр является частью масштабной мистификации, созданной в 1960—1980-х годах пенсионером, бывшим комсомольским и партийным активистом Антонином Аркадьевичем Раменским. Он создал многочисленные подделки, подтверждающие мистификацию, включая успешно фальсифицированные автографы, рисунки и мемориальные вещи Пушкина, введя таким образом в заблуждение практически всех известных советских пушкинистов. Так, в 1972 году Раменский преподнес московскому Музею А.С. Пушкина первый том романа Александра Степанова «Постоялый двор. Записки покойного Горянова, изданные его другом Н.П. Маловым» (Санкт-Петербург, 1835 г.) с владельческой надписью Пушкина, якобы посланный в подарок ссыльным декабристам братьям Муравьевым. А в 1974 году, к 175-летнему юбилею поэта, в музей поступил второй том «Постоялого двора», будто бы входивший в этот же подарок, с многочисленными текстами и пометкой коменданта Нерчинских рудников Станислава Лепарского.
Знаменитые советские пушкинисты долгое время надеялись найти и третий том книги, якобы подаренной Пушкиным. Но нашелся этот курьезный том только спустя полвека на аукционе «Литфонда». Вероятно, что первые два тома до сих пор хранятся в музейных фондах как памятники поистине легендарной истории подделок. Первоначальная цена за импровизированный подарок сибирским изгнанникам якобы от Пушкина составляет 200 000 рублей.
Настоящим подарком для библиофилов на предстоящих торгах станет действительно прижизненный список произведений Александра Пушкина «Евгений Онегин» и «Моя родословная», датируемый 1830 годом. Несомненный интерес у ценителей вызывает именно последнее поэтическое произведение – «Моя родословная» на двух листах. При жизни поэта стихотворение так и не было напечатано, продолжая распространяться в списках, первые из которых появились уже в октябре-ноябре 1830 года. Знаменитым пушкинистом Мстиславом Цявловским было выявлено 57 списков этого стихотворения. Выставленный на торги список имеет многочисленные отличия, как от других списков стихотворения, так и от белового автографа, посланного Пушкиным Бенкендорфу 24 ноября 1831 года. Ставка за поэтическую реликвию составляет 140 000 рублей.
Традиционно высоко ценятся коллекционерами и книжные автографы Марины Ивановны Цветаевой. 13 октября «Литфонд» представит ее книгу «Стихи к Блоку» с автографом и авторской правкой. На 34 странице издания имеется авторская правка: вместо «Схватить его! Крепче! / Любить и любить его лишь» − «Схватить его! Крепче! / Любить и любить пока жив!». А на странице с издательской маркой оставлен автограф поэтессы: «Дорогой Берте Абрамовне Шкрацкой - во имя нашей общей любови к двум прекраснейшим. Марина Цветаева. Берлин, 31го нов. мая 1922 г.». Книга заявлена по ставке 950 000 рублей.
Не менее интересен и уникален лот с дневниковыми записями и стихотворениями второй великой русской поэтессы Анны Ахматовой за период январь-декабрь 1936 года. Особое внимание коллекционеров привлекает та часть, что касается ее посещения Осипа Мандельштама в воронежской ссылке. Известно, что опальный поэт отправил Ахматовой ложную телеграмму, что он при смерти. И она не побоялась, несмотря на свое не вполне благополучное положение, отправиться навестить друга. По словам советской писательницы Натальи Штемпель, вспоминая о том визите Мандельштам, смеясь, говорил: «Анна Андреевна обиделась, что я не умер». Лидирующая ставка за дневниковые записи Ахматовой назначена 380 000 рублей.
Ознакомиться со всеми лотами предстоящих торгов можно на предаукционной выставке, которая пройдет с 5 по 13 октября (кроме воскресенья и понедельника) с 11:00 до 19:00 по адресу: Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2.
Аукцион состоится 13 октября в 19:00 часов.