Чем отличаются роли в найме и при открытии бизнеса? Советы, которые помогут бесшовно перестроиться

Чем отличаются роли в найме и при открытии бизнеса? Советы, которые помогут бесшовно перестроиться

Эти два направления работы требуют разных навыков, умений и подходов. В данном материале бизнес-коуч ICI и психолог Мария Роженко рассмотрит основные различия между двумя ролями и предложит советы, которые помогут бесшовно перестроиться.

Переход от роли работника к роли предпринимателя может быть непростым, но с правильным подходом и советами можно успешно освоить новые навыки и запустить свое дело. Когда мы говорим про роль в найме, то в такой работе всегда есть четкий системный контекст. У вас есть должностная инструкция и ваша главная задача – следовать готовому плану и выполнять уже поставленный руководством KPI. Даже если это руководящая должность, в которой есть много свободы, все равно задачи ограничены именно компанией. При открытии своего бизнеса вы обретаете несколько ролей и выполняете более обширный пул задач. Здесь вашими основными ролями выступают “экспертная” и “предпринимательская”, и в последствии может возникать их конфликт. Ваша экспертная роль стремится выполнять работу хорошо и ожидает вознаграждение в виде денег, думая по привычке что этого достаточно для зарабатывания. Роль предпринимателя при этом должна иметь совсем другие фокусы внимания. Именно об этом и поговорим в статье.

Что я продаю, кому я продаю, как я продаю

К сожалению, очень многие люди, которые только начинают работать на себя, замыкаются только на развитии продукта и думают, что этого достаточно. Здесь я предлагаю вспомнить классическую триаду – продукт, маркетинг и продажи. При открытии любого бизнеса необходимо выстраивать эту триаду, из которой исходит финансовый план и стратегия развития бизнеса. Важно ответить на вопросы “что я продаю?”, “кому я продаю?” и “как я продаю?”. На самом первом этапе, нужно научиться мыслить такими категориями. Впоследствии добавляются еще стратегия и управление командой.

Человек, который долго работал в найме, может начать снимать с себя ответственность за ключевые задачи, и искать команду, которая будет покрывать определенные вопросы за него. При этом искренне думая, что он будет получать все деньги, поскольку он является автором продукта, а вот выстраивать маркетинг и продажи будут другие. Только вот предприниматель получает деньги за выстраивание всех бизнес-процессов эффективно, за умение управлять рисками и умение выстраивать стратегию. Поэтому делегировать процессы предпринимателю можно только тогда, когда есть глубинное понимание ключевых процессов. Иначе, как показывает практика, идет просто трата денег и в результате разочарование в себе, в рынке и/или продукте.

Деньги бизнеса – не ваши деньги

Важно понять, что теперь у вас нет привычной фиксированной зарплаты, а вы обязаны теперь отвечать за денежный поток. Делать так, чтобы у бизнеса были деньги, другими словами. И при этом важно понимать, что деньги бизнеса - это не ваши собственные деньги, в отличие от ситуации в найме, когда вы можете планировать потратить те деньги, которые вы получите в конце года. Как я рекомендую делать: иметь в случае бизнеса два источника дохода, первый - зарплата за выполнение конкретных задач, и второй - выплачивать себе дивиденды как собственнику бизнеса - к примеру, выплачивать себе 10-20% от чистой прибыли. К сожалению, я часто вижу ситуации, когда все деньги бизнеса начинающие предприниматели берут себе - так к сожалению не годится, и может привести ваш бизнес к кассовому разрыву. Даже если в первые месяцы после открытия сумма будет очень маленькой, не берите себе все деньги бизнеса. Это критически важно - в среднем меньше 90% бизнесов выживают в первый год жизни.

Бывает, что эксперт, с достаточно хорошим бэкграундом и базой клиентов делает быстрые продажи. И часто первые успехи кружат голову, кажется, что так будет всегда. Но когда вы отвечаете за бизнес тоже, то необходимо создавать фонды, где лежат деньги и на развитие бизнеса, и на непредвиденные обстоятельства. То есть думать о том, о чем в найме и не думали.

Принятие рисков на себя

Когда вы работаете в компании на стабильной зарплате, вас может и не волновать положение этой компании, ее перспективы, так как вы работаете по договору. Все риски и решение возможных кризисов лежат на руководстве, а вас это может задеть только в том случае, если в компании будут сокращения. Но даже тогда вы будете защищены законом и у вас будет период, в который вы спокойно найдете себе нового работодателя без финансовых потерь.

Открытие своего бизнеса связано с риском и неопределенностью. Важно научиться брать ответственность и понимать, что даже если вы наймете крутую команду экспертов, никто из них не будет заинтересован в развитии вашего бизнеса так же, как вы. Они все же являются сотрудниками в найме. Контролируйте процессы постоянно, особенно на первых порах. Изучайте все отчеты и не перекладывайте ответственность на своих сотрудников.

Что очень важно: не бойтесь ошибиться. Наша культура способствует тому, что большинству людей очень страшно ошибиться, и поэтому многие предпочитают думать, планировать, выверять точно свои действия - но не делать. Либо пробовать не больше трех раз. И это главное отличие мышления человека в найме от мышления предпринимателя. Способность ошибаться, способность признавать свои ошибки и учиться на них.

В заключении хочу отметить, что переход от мышления человека в найме к мышлению предпринимателя – это важный этап в жизни каждого человека, требующий гибкости, упорства и настойчивости. Можно и нужно ходить на тренинги личностного роста, работать с коучем, чтобы вы стали более адаптивным к непредвиденным ситуациям - а у вашего бизнеса была твердая опора в виде вашей устойчивости. И тогда бизнес будет успешным.


Материалы по теме:
Популярное

Новое в разделе

Новости партнеров

Выбор редакции
Новое на сайте