Используя теорию поколений Штрауса — Хау, мы опросили представителей четырех поколений. В опросе приняли участие беби-бумеры, или просто бумеры, родившиеся с 1946 по 1964 год; поколение Х (иксы), или, как его еще называют, поколение пепси, рожденное с 1964 по 1980 год; поколение Y, или миллениалы, которые родились с 1981 по 1996 год; самое молодое, но уже социально активное поколение Z, или центениалы и зумеры, появившиеся на свет с 1996 по 2012 год.
Самым одиноким поколением показали себя юные центениалы. Среди поколения Z каждый день чувствуют одиночество 41% респондентов. Несколько раз в неделю ощущают одиночество 17% представителей самого молодого поколения, а несколько раз в месяц — 15%. Редко чувствуют одиночество 11%. Никогда не чувствуют себя одинокими только 8%.
На втором месте миллениалы. Среди них ежедневное одиночество ощущают 40% участников опроса. Одинокими несколько раз в неделю себя чувствуют 14%, а несколько раз в месяц — 10%. Редко одиночество чувствуют 23%. Никогда не чувствуют себя одинокими 13% представителей поколения Y.
Среди поколения X одинокими каждый день чувствуют себя 30% респондентов, несколько раз в неделю — 14%, несколько раз в месяц — 7%. Редко чувствуют одиночество 25% представителей поколения пепси. Никогда — 16%.
Наименее одиноким чувствует себя самое старшее поколение. Около трети бумеров (33%) признались, что чувствуют одиночество каждый день, несколько раз в неделю — 8%, несколько раз в месяц — 14%. При этом многие респонденты (29%) этой группы отметили, что редко чувствуют одиночество. Никогда его не испытывают 16%.
Любопытно, но чем старше поколение, тем менее свойственно ему одиночество. Видимо, не чувствовать себя одинокими помогает прожитый опыт и умение оставаться наедине с собой. А молодежи свойственны обостренные чувства и отсутствие опыта уединения.
Интересно, что в одиночестве именно зумеры находят пользу. Об этом сказали 79% опрошенных центениалов. Чем старше поколение, тем меньше пользы видят его представители для себя: 65% миллениалов, 64% иксов и 71% бумеров считают, что в одиночестве есть польза для них.
Самым бесстрашным поколением показали себя иксы. 66% представителей поколения Х уверенно ответили, что не боятся оставаться наедине с собой и своими мыслями. За ними в уверенности в себе следуют беби-бумеры — 69%. На третьем месте миллениалы — 64%. Самыми неуверенными стали молодые зумеры, которым только предстоит привыкать к себе и учиться не бояться оставаться наедине с собой, поскольку на сегодня только 49% центениалов не испытывают страха перед одиночеством.
На вопрос «Вы хотели бы никогда не чувствовать одиночества?» большая часть старшего поколения выбрали ответ «Да». Никогда не ощущать себя одинокими хотели бы 62% бумеров. Чем моложе поколение, тем больше они готовы к одиночеству: 59% зумеров при возможном выборе никогда не хотели бы чувствовать одиночество, с ними согласны 62% миллениалов и только 50% зумеров. Это значит, 50% центениалов при имеющемся выборе все равно предпочли бы одиночество.
От одиночества все поколения спасаются одинаково. Самое популярное средство, по мнению представителей всех поколений, — фильмы и сериалы. В борьбе с одиночеством к этому «лекарству» прибегают 34% зумеров, 31% миллениалов, 38% иксов и 29% бумеров.
Хобби занимаются 32% зумеров, 21% миллениалов, 33% иксов и 26% бумеров.
Общение с друзьями и близкими помогает 38% зумеров, 24% миллениалов, 25% иксов и 20% бумеров.
К литературе и чтению книг прибегают 26% представителей поколения Z, 17% поколения Y, 12% поколения X и 16% беби-бумеров.
Любопытно, но самым виртуально активным стало старшее поколение — беби-бумеры. Знакомятся с новыми людьми онлайн в периоды одиночества 24% бумеров, 19% иксов, 20% миллениалов и только 18% зумеров.
Самым физически активным также стали представители старшего поколения. Выходят на прогулку, чтобы развеяться, 23% бумеров, 27% миллениалов, 24% иксов и только 16% центениалов.
Интересно, что драматизировать, усиливать свое чувство одиночества и грусть свойственно только самому молодому поколению — зумерам. Включают грустную музыку или грустный фильм целых 20% представителей поколения Z. Так же поступают только 11% миллениалов, 6% иксов и всего 9% беби-бумеров.
При этом часть опрошенных всех поколений никаких «лекарств» от одиночества не ищет: 24% зумеров, 14% миллениалов, 22% иксов и 20% бумеров ничего не делают, а просто находятся наедине с собой.
Больше половины опрошенных представителей всех поколений уверены, что книги помогают им справиться с одиночеством. Так ответили 66% бумеров, 65% иксов, 59% миллениалов и 58% зумеров.
В совместном опросе «Литнета» и Mamba приняли участие 4000 респондентов старше 18 лет из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России.