Проект представит работы 12 фотографов: Димы Жарова, Ольги Изаксон, Марины Меркуловой, Дарьи Назаровой, Юлии Невской, Владислава Некрасова, Станиславы Новгородцевой, Владимира Севриновского, Фёдора Телкова, Юрия Фокина, Станислава Чекмаева, Анастасии Яковицкой. Выставка организована совместно с исследовательским проектом «Заповедник» (Фонд «Общественное мнение»). Каждая история, представленная в экспозиции, раскроет, как формируются эмоциональные связи с местом, которое человек называет «домом».
Сегодня разговор о доме может стать точкой опоры, попыткой найти личные смыслы, которые остаются с нами всегда и везде. При этом под словом «дом» может подразумеваться и родовое гнездо, где жили несколько поколений семьи, и переносной чум, и квартира детства, воспоминания о которой хранятся в каждом из нас, и номер в отеле, в котором пришлось остановиться на несколько месяцев.
Семнадцать фотоисторий выставки «Чувство дома» перенесут зрителей в разные точки России: от Финского залива до Биробиджана, от полуострова Таймыр до Северной Осетии. Экспозиция будет состоять из пяти тематических разделов:
Первый раздел посвящен людям, живущим из поколения в поколение на одном месте, и тем, кто ищет свои корни и родовые дома сегодня. Здесь представлены фотоистории о родовых башнях Северной Осетии, народе чаты в Новосибирской области, российских казахах в Омской области. Также специально к выставке снят фотосюжет о родовом гнезде –– доме в Подмосковье, принадлежащем на протяжении десятилетий одной семье.
Эта часть экспозиции о тех, кто привык жить без стационарных домов: о кочевниках Таймыра и Тывы, оленеводах республики Коми и тульских цыганах. О том, как и почему даже самые убежденные кочевники перестают переезжать с места на место, оседают, обустраиваются, отправляют детей в школы и постепенно интегрируются в местные сообщества.
Третья часть повествует о переселенцах и людях, вынужденных покинуть свои дома, — тех, кто всегда будет тосковать по исторической родине и сохраняет память о ней. Через свои работы фотографы восстанавливают хронику создания Рыбинского водохранилища и показывают затопленные деревни, рассказывают об омских немцах, которым удается сохранять свою культуру вдали от Германии, и евреях, осевших в Еврейской автономной области.
Раздел посвящен тому, как люди, переезжая в дом, построенный и обжитый носителями другой культуры, делают его своим местом. Это и поселок на берегу Финского залива, где раньше жил народ ижора, и восстановленные финские дома в Карелии.
Последний раздел выставки рассказывает о доме, как о сакральном месте. С одной стороны, духовным пристанищем и убежищем может стать храм, с другой — и обычная квартира/дом нередко становится местом, где человек чувствует утешение и защиту, подобно храму. Гости выставки познакомятся с фотоисториями о старообрядческой церкви в Верее, буддийских домашних алтарях в Калмыкии, шаманских центрах в Тыве, а также узнают о еврейском центре в Костроме, где на протяжении прошлого столетия общинная жизнь вокруг местной синагоги то угасала, то возрождалась.
Ольга Изаксон — фотограф из Москвы. Училась в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и International Center of Photography (Нью-Йорк). Интерес Ольги как фотохудожника лежит в области документальной и художественной фотографии, что нашло отражение в ее съемках для Vogue, Elle, Harper’s Bazaar, Achtung и других. Проекты Ольги выставлялись в ММСИ в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» («Солнечный удар» и «Путешествие») и в Еврейском музее и центре толерантности («The Lonka Project. Человек под номером»). Работы находятся в собрании МАММ и частных коллекциях.
Дарья Назарова — визуальный художник, работающий с документальной и постдокументальной фотографией. В 2015 году окончила архитектурный факультет Ивановского университета. Член Союза фотохудожников России. В 2019 году окончила Академию фотографики в Санкт-Петербурге. Дарью интересует память поколений, межпоколенческие связи, связи с местом, идентичность и самоидентификация, горизонтальные общности. Ее фотографии и фотокниги выставлялись на национальных и международных групповых выставках. Станислава Новгородцева — документальный фотограф из Москвы.
Сотрудничает с рядом российских и зарубежных СМИ («Коммерсантъ», «РБК»), однако упор делает на долгосрочные личные проекты.
Основное внимание Станислава уделяет темам этнической идентичности, взаимосвязи личного и социального. В поисках визуального языка она часто обращается к архетипическим образам сказок и мифологии. Выпускник Школы современной фотографии Docdocdoc. Участник ряда семинаров, в том числе The Nikon-Noor Academy (Венгрия) и The Eddie Adams Workshop (Нью-Йорк).
Финалистка нескольких международных конкурсов, победитель LensCulture Visual Storytelling Awards 2019, гран-при PHD Photography and Design Festival 2019.
Фёдор Телков — фотограф, художник и исследователь антропологического и культурного разнообразия России, в частности Урала. Преподаватель графического дизайна и прикладной фотографии, член Союза художников России (с 2010), лауреат международных и национальных премий, куратор фотомузея «Дом Метенкова» (2017–2021). Одна из тем, которые исследует
Фёдор, — документирование самого постиндустриального региона страны в постиндустриальную эпоху. Фотоработы Фёдора Телкова делают зримой мифологию Урала и обращаются к вневременным образам. «Заповедник» — это медиа-проект о памяти и повседневной жизни в регионах России (zapovednik.space), созданный в ФОМ в 2016 году. Команда проекта проводит полевые исследования и выпускает их результаты в формате лонгридов, путеводителей и документальных фильмов.
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) — одна из крупнейших российских компаний на рынке опросов общественного мнения. В этом году ей исполняется 30 лет. Компания регулярно проводит социологические замеры и тематические исследования.
Куратор выставки — Нина Гомиашвили, независимый куратор выставочных арт-проектов.