Эксперты Института отраслевого питания: Выполнить сегодняшнее поручение Президента по бесплатному горячему питанию можно, только приняв 7 ключевых решений!

Эксперты Института отраслевого питания: Выполнить сегодняшнее поручение Президента по бесплатному горячему питанию можно, только приняв 7 ключевых решений!

Эксперты Института отраслевого питания: Выполнить сегодняшнее поручение Президента по бесплатному горячему питанию можно, только приняв 7 ключевых решений!

Дискуссия коснулась, прежде всего, одного из самых важных вопросов: выделение федерального финансирования на горячее питание начальной школы в регионах.

По словам премьер-министра Михаила Мишустина, правительство выделит 22 млрд рублей на горячее питание в российских школах. Он сообщил, что из 85 субъектов 58 готовы организовать горячее питание для учеников, они и получат деньги. Размер субсидий будет рассчитываться, исходя из количества школ, которые готовы предоставлять горячее питание детям с первого по четвёртый классы.

Реакция Президента была жесткой и компетентной: он подчеркнул, что «даже 25% неготовых школ – вот это много. И я хочу знать, когда все российские школы готовы будут к этой полноценной работе, к обеспечению горячим питанием всех учеников младших классов.

Для этого прошу и Правительство, и руководителей регионов Российской Федерации, администрацию, полпредов в регионах предоставить анализ того, что, где происходит, как и когда эта проблема будет окончательно закрыта. Это касается и малокомплектных школ…Семьи, которые направляют детей в эти малокомплектные школы, не должны быть поставлены в положение худшее, чем другие российские семьи, которые будут пользоваться этой федеральной льготой… Еще раз повторяю, хочу знать, когда и какими способами, в какие сроки эта проблема будет закрыта окончательно, целиком».

По мнению экспертов Института отраслевого питания, для того, чтобы не сорвать нормальное начало горячего бесплатного питания, необходимо принятие 7 ключевых решений:

Решение №1. Разрешить заключать контракты на 4 месяца с единственным поставщиком (источником) на значительную сумму (например, до 50 млн.рублей).

Для этого решение должно быть утверждено Правительством Российской Федерации. В противном случае процедуры размещения заказа затянутся и возможен срыв своевременного начала питания в школах.

Решение №2. Изменить методики расчета субсидий. В действующей методике нужно учесть коэффициент посещаемости.

Коэффициент посещаемости отражает, что не все дети ежедневно приходят в школу по разным причинам. Реальная посещаемость в начальной школе колеблется по регионам и сезонам, но даже при средней посещаемости на уровне 95% возникает определенная экономия субсидий, которую целесообразно направлять на совершенствование инфраструктуры и переоснащение пищеблоков, чем надо заниматься ежегодно.

Решение №3. Дополнить постановление правительства нормами на завтрак и обед, которые должны соблюдаться с учетом замен.

Субъекты федерации должны утвердить размеры выдачи с учетом норм замен, которые должны быть включены в контракты и соблюдаться в обязательном порядке. Принятие на федеральном уровне норм и норм замен определено 47-ФЗ.

Там же определено, что субъекты имеют право устанавливать исходя из федеральных норм и норм замен размеры выдачи продуктов на территории субъекта. Без установленных норм не будет обеспечены гарантии выдачи в каждой школе набора продуктов, обеспечивающего сбалансированность и разнообразие питание. Отсутствие таких норм было и останется лазейкой для махинаций недобросовестных исполнителей услуг, которые максимально удешевляют набор продуктов, лишая детей фруктов, творога, мясопродуктов, свежих овощей и т.п.

Решение №4. Дополнить постановление Правительства РФ требованием - при организации питания через аутсорсинг (при введении которого ранее образовалась экономия в местных бюджетах) субъекты и муниципалитеты должны увеличить размер субсидии.

При расчете этого увеличения регионы должны исходить из анализа затрат на приготовление и выдачу пищи, обеспечение сантребований, но не менее, чем на 30%. Без этого решения будет продолжена практика, когда одинаковая стоимость питания устанавливается и для аутсорсинга, и для школы, организующей питание самостоятельно (хотя в для таких школ выделяются и бюджетные средствам по другим статьям, в том числе на зарплату и т.п.).

В результате там, где питание организовано через аутсорсинг, объективно невозможно купить такой же набор продуктов, так как надо нести затраты на приготовление и раздачу пищи. Но главное, что это отражается на качестве питания детей.

Решение №5. Разрешить выдачу продуктовых наборов взамен горячего питания в условиях действия ограничений, связанных с пандемией, а также для малокомплектных, отдаленных школ и школ с недостаточной инфраструктурой. Президент подчеркнул, что по сути бесплатное питание для учеников младших классов - это льгота. Важная в условиях пандемии.

И весной повсеместно, при ограничениях в посещении школ, выдавались наборы вместо горячего питания. Федеральная субсидия предназначена для горячего питания и без соответствующего решения на федеральном уровне не может применяться для обеспечения продуктовыми наборами.

Решение № 6.Разработать и принять федеральную программу по совершенствованию материально-технической базы пищеблоков образовательных учреждений на 2021-2023 годы.

Решение № 7.Разработать и принять федеральную программу по развитию целевого производства пищевых продуктов для питания детей (полуфабрикатов, готовых блюд, обогащенных продуктов, фруктов и овощей).

Только принятие всех 7 решений может обеспечить нормальное бесплатное питание для младших школьников по всей стране!


Материалы по теме:
Новое на сайте