Еврейский музей и центр толерантности открыл персональную выставку Семёна Файбисовича

В экспозицию вошли около 50 произведений художника, большая часть из которых была создана в Москве и ранее не демонстрировалась широкой публике. Кроме того, вместе с экспозицией исполнительный директор музея Кристина Краснянская и его главный куратор Данила Булатов презентовали новое выставочное пространство Еврейского музея.

Гостями вернисажа стали Владимир Кехман, Тамаз Манашеров, Ксения Чилингарова, Диана Затуловская, Елена Титова, Ольга Панченко, Елизавета Некрасова, Изольда Ишханишвили, Анна Андронова, Юлия Темникова Григорий Березкин, Михаил Миндлин, Пьер-Кристиан Броше, дочери Семёна Файбисовича Лия Туровская и Анна Файбисович, Полномочный министр Посольства Государства Израиль в России г-н Ронен Краус.

«Еврейский музей и центр толерантности продолжает развивать тему актуального искусства, — поделилась Кристина Краснянская. — Сегодня мы открываем выставку, на мой взгляд, одного из лучших художников современности. Цикл с таким лирическим названием — “Разгуляй.

Прощание” — Семён Файбисович написал в период, когда уезжал из России.

Я бы сравнила его творчество с художником начала XX века Борисом Григорьевым, который также в свое время покинул страну. Григорьев создал цикл работ “Лики России”, изображая, как и Файбисович, различные типажи.

“Разгуляй. Прощание” — это диалог художника с современной ему Россией.

Той Россией, которая вдохновляла его, была для него музой. Семён Натанович находит своих героев везде: во дворах, в троллейбусах, метро, и так создает образ целой эпохи. Сегодня вместе с выставкой мы открываем и новое пространство музея, увеличив его площадь на несколько тысяч квадратных метров. Благодаря этому теперь мы имеем дополнительные возможности: выставочные площади, кинозал и лекционные аудитории, что позволит нашим посетителям с еще большим удовольствием и комфортом проводить время в Еврейском музее и центре толерантности».

Будничные, «случайные» образы столицы и ее обитателей стали главной темой творчества Семёна Файбисовича еще в 1980-е, однако каждое десятилетие требовало от художника использования новой оптики, стилистических подходов и созвучных времени технологических решений.

Строя композиции на базе аналоговых снимков в начале своего творческого пути, в первые годы XXI века, вернувшись к живописи после 12-летнего перерыва, Файбисович взял на вооружение съемку на мобильный телефон и тем самым предвосхитил современную тотальность цифровой среды, вобравшей в себя все некогда периферийное и скрытое от посторонних глаз.

«При создании этой выставки одной из наших задач было показать работы из цикла “Ночной Разгуляй”, которым художник очень дорожит, — рассказал Данила Булатов. — До сегодняшнего дня Семён Натанович сильно переживал, что до сих пор не смог его показать. Это работы о связи художника и Москвы, о его длительном вглядывании в городскую среду, опыте “общения” с текстурами и фактурами места. Но когда мы начали готовить выставку, стало понятно, что невозможно показать цикл “Ночной Разгуляй”, минуя всю продолжительную эволюцию взаимоотношений художника и города, его отношения к повседневности, непосредственно обволакивающему нас потоку жизни. Поэтому экспозиция открывается работами конца 1980-х годов, в которых впервые проявился его метод активного вглядывания в действительность, когда реальное жизненное впечатление совмещается с фотокадром. Как любит вспоминать сам художник, началось все с попыток при помощи фотоаппарата уловить какуюто особую атмосферу ежедневных поездок на рейсовом автобусе, со всей их толчеей и сутолокой.

Семён Натанович отснял несколько пленок, отпечатал, но сами по себе они не могли ничего выразить. Он отложил снимки на год, а потом снова к ним вернулся, увеличил и соединил с живописью, тем самым попробовав воссоздать, реконструировать первоначальное внутреннее ощущение. Люди интересуют Семёна Натановича не только как часть городской среды, но и как социальные типы, и, самое важное, как разнообразие человеческих судеб, индивидуальных и одновременно обобщенных. К большому сожалению, сам художник не смог к нам присоединиться сегодня. Я очень благодарен Семёну Натановичу за доверие ко мне как куратору и в целом к нашему музею». Портрет современного города у Семёна Файбисовича многогранен.

Обращение к теме «маленького человека» связано у художника исключительно со стремлением говорить правду, показать жизнь как она есть. В то же время эта реальность художественно преобразуется, и здесь большую роль играют ракурс и положение человеческих фигур, их взаимоотношение с пространством холста и, наконец, масштаб, при помощи которого самые невзрачные образы подчас приобретают эпическое звучание.

Ядро экспозиции составляют произведения из цикла «Ночной Разгуляй», ставшего последним живописным циклом Файбисовича, посвященным новой Москве и новой России. Картины из серии экспонируются впервые.

Цикл «Ночной Разгуляй» — заключительная часть проекта «Камбэк», затеянного в 2007 году и посвященного, по словам художника, «выяснению отношений с новой российской реальностью, с новой эпохой, что как раз начала обретать свое лицо». Работа над «Ночным Разгуляем» началась в 2013 году, еще до того, как художник принял решение о переезде в ТельАвив, и была закончена в 2016-м, ради чего Файбисович специально вернулся на несколько месяцев в Россию. «Эта выставка про прощание с Москвой — той, что я любил, той, что всегда была моей музой, и которую я потерял», — признается художник.


Материалы по теме:
Популярное

Новое в разделе

Новости партнеров

Выбор редакции
Новое на сайте