Итоги форума Министерства просвещения «Время образования»

Это глобальное событие и главная коммуникационная площадка страны для экспертов и заинтересованных лиц сферы образования.

Главная цель форума в 2021 году — представить ключевые векторы госполитики в области образования, обсудить основные тренды цифровой трансформации жизни человека, выделить направления и целевые ориентиры работы системы дошкольного, дополнительного, общего, профессионального и высшего педагогического образования на учебный год.

Мероприятие, проходившее в гибридном формате, посетило 23 тысячи участников из всех 85 регионов России, а также из 13 зарубежных стран. 20 треков программы в 5 тематических кластерах — «Время образования», «Педагогика нового времени», «Трансформация управления образованием», «Семья в современном мире» и «Урок в современном мире» — одновременно проходили офлайн и транслировались онлайн, позволив каждому выбрать интересную дискуссию. Трансляцию и запись Форума в социальных сетях Министерства просвещения посмотрели более 1 000 000 раз.

Речь министра просвещения РФ Сергея Кравцова на пленарном заседании «Опережая время: система образования для человека новой эпохи» была посвящена важности очного обучения в школах — домашнее обучение было вынужденной мерой, но когда ситуация позволила, процесс снова приобрёл традиционный формат. Ни у Министерства просвещения, ни у Министерства цифрового развития нет никаких планов по переводу школ на дистанционное обучение.

Однако использование новых технологий, по мнению Сергея Кравцова, останется с нами и станет эффективным дополнением к офлайн-образованию. Министр также обратил внимание, что именно учитель является главной движущей силой образовательного процесса и что его работу нельзя назвать услугой. «Учитель не оказывает услуг – это миссия, призвание», — сказал Сергей Кравцов.

В рамках образовательной платформы «Сферум» Сергей Кравцов также пообщался с директорами из разных регионов России – от Калининградской области до Петропавловска-Камчатского.

Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, рассказал о развитии цифровизации. Согласно планам, к концу 2024 года во всех школах страны был Wi-Fi, который обеспечит безопасность и использование новых технологий.

Андрей Воробьёв, губернатор Московской области, отметил, что в рамках Президентского проекта за 3 года построено 66 школ, а также вчера состоялась единовременная закладка 25 новых образовательных учреждений. С их помощью будет снята нагрузка с действующих школ, а дети получат возможность учиться в одну смену.

Эксперты форума обсудили ключевые аспекты развития образовательной сферы. Говоря о проблеме образовательного неравенства, которая встала особенно остро как следствие всеобщей самоизоляции во время пандемии, эксперты пришли к выводу, что она имеет государственное значение. Помимо преодоления «информационной ямы», разрыва знаний по классической школьной программе, очень важно развивать у детей компетенции, которые помогут успешно справляться с новыми вызовами изменившегося мира.

Это, прежде всего, коммуникативные навыки, а также умение мыслить нестандартно и не только адаптироваться под изменившуюся среду, но и создавать нечто новое. Для наиболее эффективного обучения каждого ребёнка эксперты рекомендуют выстраивать индивидуальные образовательные траектории, в том числе руководствуясь аналитикой данных.

Необходимо повышать квалификацию преподавателей, используя практико-ориентированный подход и формируя у них, прежде всего, метакомпетенции и цифровые компетенции. Значима не только роль преподавателя, но и роль родителя— в современном мире он становится продюсером всестороннего развития своего ребёнка, в том числе предоставляя ему возможности дополнительного образования.

На форуме были представлены лучшие региональные практики трансформации образования, которые коснулись всех уровней – от дошкольного и дополнительного до переподготовки педагогов. Представители Московской и Свердловской областей, Алтайского и Пермского края, Республики Чечня и города Санкт-Петербурга рассказали о региональных особенностях и достижениях в области цифровизации системы образования в общеобразовательных учреждениях и организациях СПО, создания центров дополнительного образования и подготовки педагогов. Каждый опыт – по своему уникален и достоин масштабирования в других регионах России.

Проблема образовательного неравенства

Одним из последствий пандемии стало то, что «цифра» дала доступ к неограниченному количеству знаний и в то же время усилила образовательное неравенство. К резкому переходу на полностью цифровое обучение в период начала массовой самоизоляции оказались не готовы во всём мире. К тому же, до сих пор ещё не полностью преодолели цифровой разрыв между регионами в нашей стране: часть населения имеет возможность пользоваться образовательными технологиями, а часть нет.

Дороти Гордон, председатель Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», подняла менее популярную, но не менее важную тему. Она отметила, что в современном мире у 100 миллионов детей нет возможности получать образование. И хотя этим вопросом занимаются многие международные организации, выводы неутешительны — к сожалению, обеспечить всем детям доступ к школе не представляется возможным.

Тигран Шмис, координатор сектора социальных программ, руководитель образовательных проектов Всемирного банка, подтвердил, что проблема образовательного неравенства усугубилась. «Сегодня наблюдается так называемая «яма» — часть населения сильно «просела» в плане образования в целом и знания технологий в частности. И здесь нужны государственные меры».

Компетенции человека новой эпохи и цифровая трансформация

Мир сильно изменился за последние два года и продолжает быстро меняться. Человек новой эпохи— каким он уже стал и каким должен быть, чтобы оказаться успешным в изменившемся мире? Этот вопрос стал одним из ключевых обсуждаемых на форуме.

Дороти Гордон, председатель Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», отметила, что в стремительно развивающемся мире потребности и способности человека должны меняться. Для этого нужно уделять много внимания образованию, развивая партнёрство во всём мире. Новый человек должен быть адаптивным, готовым принимать новое, изучать и контролировать технологии.

Тигран Шмис, координатор сектора социальных программ, руководитель образовательных проектов Всемирного банка, подчеркнул, что особенно значимыми компетенциями являются умение взаимодействовать, критическое мышление, а также цифровая грамотность.

Иван Карлов, руководитель Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ, также подтвердил огромную скорость изменений и развития технологических отраслей. «Если раньше мы говорили о том, что специалист в сфере IT должен переучиваться каждые 4 года, то сегодня это раз в год», — отметил он и добавил, что человеку будущего придётся обладать уникальными наборами компетенций и предвосхищать события, чтобы находиться в тренде.

Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу компании Яндекс, рассказал о том, что технологии, которые сейчас только входят в обиход, к школьным выпускным нынешних первоклассников уже станут повседневной реальностью. «Ученикам уже после окончания школы предстоит жить в метавселенной, где цифровой мир не менее значим, чем физический, реальный мир.

Сегодня эта метавселенная уже проявляется. Я могу рассказывать о разных сервисах, о беспилотниках, которые уже бороздят просторы Иннополиса и московских улиц. Но важно то, что, когда нынешние ученики закончат школу, эти технологии могут стать повседневной реальностью в их городе. Мы в Яндексе хорошо знаем, насколько быстро какой-нибудь технологически отстающий регион, область оказываются там же, где лидеры: буквально за год–два. Детям предстоит жить в новой реальности, и нам предстоит готовить их к этому будущему».

О компетенциях, необходимых современному человеку, говорила и Марьо Кюллёнен, начальник Управления образованием города Хельсинки, Финляндия: «Креативное, гибкое и инновационное мышление, эмпатия, лидерство, вовлечённость, устойчивость, критическое мышление — важные навыки для детей. Им нужно научиться мыслить нестандартно, при этом оставаясь частью сообщества».

Своими наблюдениями поделился Андреас Шляйхер, директор по образованию и навыкам, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он рассказал о том, что самые важные навыки нового человека — способность экспериментировать, научиться инновационному мышлению, уметь креативно применять разные разрезы знаний. Эти умения пригодятся ему вне зависимости от сферы его работы.

Современному человеку необходимы скорость в принятии решений, скорость реакции, адаптивность, гибкость, саморазвитие — обобщил в процессе дискуссии Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования (ММСО), модератор пленарного заседания на форуме «Время образования».

Работа с данными и индивидуальные траектории обучения

Технологии, которые заставляют «двигаться быстрее», дают новые возможности. Так, например, большой потенциал имеет экономика данных.

Эффективное использование данных позволяет формировать рекомендации по профессиональному развитию, выстраивая индивидуальные траектории обучения в условиях массового образовательного процесса: с одной стороны, помочь отстающим, с другой стороны — дать дополнительные возможности тем, кто быстрее усваивает материал. Современные платформы индивидуализированного обучения являются не заменой традиционной системе образования, а вспомогательными инструментами в помощь педагогу.

Похожий опыт уже реализуется в финской системе образования. Цифровые данные помогают учителям видеть общую картину и понимать, какие методы и инструменты наиболее эффективны. При этом доступ к детализированным данным об обучении каждого конкретного человека имеет только он сам.

Подготовка педагогических кадров

Одним из важнейших направлений работы остаётся подготовка педагогических кадров и преодоление инертности преподавательского состава. Каким должен стать учитель будущего? Этот вопрос волнует всё педагогическое сообщество, и шире — всё мировое общество в целом.

Прежде всего, важна мотивация учителя, его любовь к профессии. Надия Юсупова, ректор ГГТУ, отметила: «Учитель будущего должен обладать целым рядом компетенций — это и глубокие знания в предметной области, и аналитическое мышление, и эмоциональный интеллект… но самое важное — желание учиться».

Что касается самой подготовки педагогических кадров — эксперты отметили необходимость повышать квалификацию преподавателей, используя новые инструменты.

«Педагогика слова становится анахронизмом. Теперь — педагогика действия. Ключевой становится задача формирования практико-ориентированных компетенций, метакомпетенций. Мы должны готовить педагога действия и в действии — и это будет гарантией результата» — отметила Надия Юсупова. И подчеркнула, что совсем не обязательно ограничиваться знаниями преподавателей одного вуза — есть возможность обмениваться знаниями и опытом во всём мире.

По мнению Игоря Реморенко, ректора МГПУ, содержание образования в последнее время сильно дифференцировалось, и «учиться вычленять разные типы содержания образования и подбирать под них разные типы педагогических действий, понимать, когда можно использовать цифровые ресурсы, а когда лучше всего подойдёт живая дискуссия — тот самый базовый навык педагогического образования, над которым нам предстоит работать». Также он отметил, что необходимо дать студентам возможность больше практиковаться.

Инструменты в помощь учителю

Говоря о трендах развития педагогического образования и инструментах современного педагога, эксперты отметили, что в традиционной лекционной форме занятий вряд ли можно сформировать метапредметные, универсальные компетенции, которые нужны современному специалисту. Обсуждалось, что необходимо всем миром педагогической науки собирать по крупицам образцы новых практик и теоретически осмысливать их, встраивать наиболее эффективные новые инструменты, а также цифровые ресурсы в практику работы школ и вузов.

Андрей Милёхин, директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации, рассказал, что в российских педагогических вузах в скором времени откроется 33 «Технопарка универсальных педагогических компетенций», и подчеркнул, что крайне важен для будущего педагога опыт реализации междисциплинарных предметов.

Ольга Суханова, начальник управления исследования и разработки Академии Минпросвещения, отметила: «Сегодня мы говорим о совершенно иной культуре повышения квалификации, саморазвития. Выбор профессионального контента велик, и учитель должен уметь искать и выбирать такой контент. Горизонтальное обучение приобретает совершенно иные масштабы. И уже не важно, где находится учитель. Он может найти себе наставника, помощника, советчика и в другом городе».

Татьяна Серебрякова, первый заместитель директора департамента АО «Издательство «Просвещение» инновационных и цифровых образовательных продуктов, отметила, что для развития компетенций современному учителю очень важно высвободить время, в том числе с помощью автоматизации многих процессов. По ее мнению, исключение рутинных процессов из жизни учителей позволит им ориентироваться на достижение профессиональных результатов, на развитие учащихся.

Эксперты форума подчеркнули, что важно дать учителю возможность пользоваться и цифровыми, и традиционными инструментами, понимая, какие и когда лучше применять — не для того, чтобы продемонстрировать факт их использования, а для получения ожидаемых результатов в обучении.

Роль семьи в развитии ребёнка и дополнительное образование для детей

Эксперты форума отметили, что в современном мире меняется роль семьи, и теперь родители становятся не только главными заказчиками образования для своих детей, но и наставниками детей в получении образования, и продюсерами.

Должен происходить активный диалог родителей и учителей. Также сами родители, будучи профессионалами в своих сферах деятельности, могли бы делиться опытом, рассказывать об особенностях своей профессиях в школе. Такой вариант профориентации будет гораздо интереснее, чем формат тестов, который предлагается сегодня.

Помимо образования по традиционной школьной программе и воспитания, один из важнейших факторов развития ребёнка — возможности дополнительного образования. На форуме обсудили возможности, которые принесла цифровизация сферы дополнительного образования детей: ПФДО, учёт кружков и секций, навигатор дополнительного образования, цифровые лагеря и т.д.

С переходом на дистанционное обучение возросла ценность социального группового взаимодействия, развития эмоционального интеллекта, и в связи с этим сектор ДПО стал более востребован. Родители получили позитивный опыт индивидуализации учебного процесса, совместного с детьми выбора курсов и онлайн-занятий.

Оксана Гончарова, директор ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий», рассказала о том, что в короткие сроки, собирая образовательный контент и проводя большую методическую работу, удалось представить более 700 качественных программ для Российской электронной школы.

Несмотря на то, что многие программы успешно проводятся дистанционно, этот формат удобен для обучения не по всем направлениям.

Наталия Наумова, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ, отметила, что во время пандемии у детей появилось много времени, которое большинство ребят, заинтересованных по направлениям, уделяли именно занятиям в кружках. И не менее важным является тот факт, что занятия в секциях должны проводиться в том числе и офлайн. Эксперты форума пришли к выводу, что на наших глазах происходит активная трансформация сферы образования, и от нас зависит, каким оно станет уже в самом ближайшем будущем.

И конечно, лейтмотивом форума была надежда не только на возвращение к очному образованию, но и на улучшение этого образования с помощью технологий. Совместить цифровизацию и гуманитарные ценности, онлайн и офлайн, взять лучшее из каждого формата и построить на этой основе школу будущего — все участники форума своими выступлениями подтвердили, что это возможно.

Опыт регионов

Сессия «Лучшие региональные практики трансформации образования», в рамках которой были представлены передовые модели преобразования образовательной среды Московской и Свердловской областей, Алтайского и Пермского края, Республики Чечня и города Санкт-Петербурга, показала, как общефедеральный проект, попадая в руки профессионалов на местах, трансформируется в индивидуальное решение с учетом не только региональных, но и районных особенностей. Кейсы затронули все уровни образования – от дошкольного и дополнительного до переподготовки педагогов.

Михаил Пучков, заместитель председателя Комитета по образованию г. Санкт-Петербург, рассказывая об опыте создания сети центров цифрового образования на базе школ (it-кубы, кванториумы и проч.) в рамках нацпроекта «Образование», отметил, что каждый центр может работать как в сфере дополнительного образования детей, так и в области реализации основных образовательных программ. С 2019 года создано 11 отдельных центров в разных районах Санкт-Петербурга, а к 2024 году их будет 32. Кадровый состав для таких центров проходит подготовку заранее, что ускоряет процесс запуска и облегчает его материально-технического и единое методическое обеспечение.

В основе региональной модели воспитания молодежи Алтайского края, по словам Светланы Говорухиной, врио министра образования и науки, – самоопределение и профориентация учеников с акцентом на системность работы на всех уровнях образования и командно-проектную деятельность. Особое внимание уделяется истории и культуре Алтайского края, включая разработку научно-методических и edutainment-материалов. Благодаря внедрению данной модели за последние 5 лет уже появились интересные проекты в области предпринимательства в рамках программы АСИ «Кадры будущего», открылось более 500 точек роста, 8 кванториумов и 5 it-кубов и т.д.

Лариса Хусайнова, руководитель центра продуктивного образования «Эковерситет» Чеченского государственного педагогического университета, рассказывая о причинах создания центра для выпускников педвуза, отметила, что классный руководитель работает не с регламентом, а с компетенциями, поэтому он должен владеть метанавыками – уметь слышать и слушать, позволять детям проявлять себя, быть толерантным к непохожести, различиям. Методологической основой программы взаимодействия молодого специалиста с ребенком стал экосистемный подход, действующий на принципах сотрудничества.

О цифровизации деятельности образовательных организаций и программ среднего профобразования рассказал Николай Вяткин, начальник отдела управления проектной деятельностью и цифрового развития Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.

Особенность созданного единого цифрового пространства системы образования Свердловской области в том, что оно успешно работает с любой федеральной информационной системой. По сути, это центральная база данных, объединяющая 130 профессиональных и общеобразовательных организаций и позволяющая оперативно и наглядно анализировать закономерности и взаимосвязи. В качестве критерия успешной цифровой трансформации системы образования спикер назвал сокращение отчетности на всех уровнях.

Екатерина Черепанова, заместитель министра образования Пермского края, рассказала об электронной пермской образовательной системе (ЭПОС), которая развивается как единое информационное пространство. Помимо электронных дневников, библиотеки с учебным контентом, информационного портала, единой платформы для записи на услуги допобразования и базы с отчетами, она включает в себя информационную систему «Траектория», созданную на базе различных ведомств для профилактики детского и семейного неблагополучия.

Аккумулируя в себе все данные межведомственного взаимодействия, платформа выдает алгоритм действий в случае, если ребенок приближается к социально неблагополучному положению. На платформе зарегистрированы все образовательные учреждения области и более 320 тыс. учеников.

Илья Бронштейн, министр образования Московской области, поделился опытом внедрения передовых технологий в региональную образовательную систему, без которых невозможно говорить о внедрении эффективных управленческих решений. По словам министра, услуга должна уйти из содержания в административную деятельность, которую оказывает государство в электронном виде.

Экосистема цифровых инструментов «Школьный портал Московской области» позволяет дистанционно осуществить запись в дошкольное учреждение, в школу, в центры дополнительного образования, запись на ОГЭ и ЕГЭ, подать документы в колледжи и вузы, а управленцам – формировать аналитические отчеты и с помощью сервиса «ОКО» управлять качеством образования.


Материалы по теме:
Популярное

Новое в разделе

Новости партнеров

Выбор редакции
Новое на сайте