Отшедевров Матисса и Фаберже – до пасхального яйца и винтажной игрушки

Отшедевров Матисса и Фаберже – до пасхального яйца и винтажной игрушки

Отшедевров Матисса и Фаберже – до пасхального яйца и винтажной игрушки

Лидерами онлайн-ставок уже стали портрет писателя Эренбурга, выполненный Матиссом, а также хрустальный кувшин от Фаберже. Всего заявлено почти двести уникальных произведений живописи и графики, икон, изделий из стекла, фарфора, дерева разных лет.

Ознакомиться со всеми лотами можно на предаукционном показе, который продлится до самого старта аукциона. Выставка проходит ежедневно с 11 до 19:00 по адресу Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2.

«Забывают то, что неважно, главное всегда остается»

Меткая мысль, которую Эренбург озвучивает с помощью одного из героев своего романа «Оттепель», не теряет актуальности и сегодня. Один из главных топ-лотов аукциона — портрет Ильи Эренбурга, созданный Анри Матиссом в 1946 году во время его приезда в Москву. Работа хранилась у семьи Лурье.

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967 гг.) — русский писатель, поэт, публицист, журналист, военный корреспондент, переводчик с французского и испанского языков, общественный деятель, фотограф.Осенью 1918 года Илья Эренбург переехал в Киев, где квартировал у своего двоюродного брата Александра Лурье, врача-дерматовенеролога местной Еврейской больницы. Через год он женился на племяннице доктора Любови Козинцевой, которая также приходилась его двоюродной племянницей по матери.

В своей книге «Люди, годы, жизнь» Эренбург рассказал о том, как великий исследователь цвета работал над его портретом: «За три сеанса он сделал, если память мне не изменяет, около пятнадцати рисунков, два подарил мне и под лицом красивого юноши, чуть улыбаясь, надписал: „По Эренбургу“. Не знаю, следует ли назвать эти рисунки портретами. Он говорил, что не может писать или рисовать иначе, чем с натуры. Я видел, что, рисуя, он всматривается в мое лицо. Во всех рисунках было нечто общее: „Таким я вас представляю“... В другой раз, показав мне рисунок, Матисс сказал: „Это — голова, глаза, рот плюс то, что я о вас знаю...“ Работая, он все время разговаривал, точнее, спрашивал, хотел, чтобы я говорил: „Это мне не мешает, а помогает“. Меня поразила точность линии — рука не колебалась...».

Анри Эмиль Бенуа Матисс (1869–1954 гг.) — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.Выполненный им портрет русского писателя откроет торги с лидирующей ставкой600 000 руб. Аналогичная цена лидирует за хрустальныйкувшин в стиле модерн (1899–1908 гг.), созданный мастерами Императорского стеклянного завода (ИСЗ) и фирмой-поставщиком высочайшего двора Карла Фаберже.

Изысканная посуда высотой 31 см оформлена изображением полевых цветов и имеет клейма в виде женской головы в кокошнике, обращенной влево, а также гравировку фирмы «К.ФАБЕРЖЕ» под двуглавым орлом. Похожий кувшин хранится в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и опубликован в книге Т.А. Малининой «Императорский стеклянный завод, XVIII — начало ХХ века». Коллекционеры православных раритетов смогут поборотьсяза пасхальное яйцо «Святой Царевич Дмитрий» (Россия, Императорский фарфоровый завод, конец 19 века). Сакральный сувенир высотой 21 см выполнен из фарфора с позолотой.

Изображенный царевич считается одним из самых почитаемых русских святых. Известно, что Дмитрий Иванович (Димитрий Иоаннович, 1582–1591 гг.) — князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой, шестой или седьмой его жены. Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум 22 года после его смерти. Канонизирован в 1606 году как благоверный Димитрий Угличский, «угличский и московский и всея Руси чудотворец». День памяти святого — 15 мая по старому стилю или 28 мая по новому стилю. Лидирующая ставка за пасхальное яйцо с чудотворцем составляет 120 000 руб.

Агитационный фарфор, графика и советская живопись

Ценителей советских раритетов порадует возможность приобрести известную скульптуру «Украинка с помидорами» из серии «Урожай» (СССР, Ленинградский фарфоровый завод, Н.Я. Данько. 1930-е гг.).Фарфоровая статуэтка, с росписью и золочением, создана художницей декоративно-прикладного искусства Натальей Данько (1892–1942 гг.), которая с 1914 года работала скульптором Императорского фарфорового завода (Государственного фарфорового завода — Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова). Спустя чуть больше десяти лет она станет ответственной за экспорт художественного фарфора в Европу и Америку.

Данько называют в числе наиболее значительных мастеров «агитационного фарфора». Она также стала автором изделий мелкой фарфоровой пластики (отдельных фигур и скульптурных групп). Творчество представлено в ГТГ, ГРМ, ГЭ, Государственном музее керамики и усадьбе «Кусково» XVIII века, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. За статуэтку с помидорами лидирующая ставка назначена100 000 руб.

На торги также выставлена графика первой половины 20 века, которую представляют творения таких выдающихся художников, как Борис Кустодиев, НиколайТырса, ВасилийМасютин, ТатьянаПравосудович, Михаил Соколов, АнатолийШугрин иГеоргий Гольц.

В частности, из собрания наследников дочери последнего, Ники Георгиевны Гольц, на аукцион заявлена работа «Праздник 20 августа на Москве-реке»(1925–1926 гг., бумага, тушь).В правом нижнем углу произведения нанесены авторские инициалы, под изображением имеется надпись графитным карандашом: «Гольц. 1925-26 Москва».

Георгий Павлович Гольц (1893–1946)— архитектор, график, сценограф. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у Станислава Ноаковского и ДмитрияКардовского. Был знаком с Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, ДавидомБурлюком, Владимиром Маяковским и другими представителями авангарда. Участвовал в съемках фильма «Драма в Кабаре футуристов № 13», которое стало единственным известным обращением футуристов к киноискусству. В 1914 году перешел на архитектурное отделение МУЖВиЗ, где учился у Леонида Браиловского. Крупнейший представитель советской архитектуры 1920–1940-х гг. Работал преимущественно в области журнальной и станковой графики. Наиболее значительными коллекциями работ Гольца обладают ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музей архитектуры им. А.В. Щусева. Лидирующая ставка за указанный лот достигла 18 000 руб.

Советская живопись середины 20 века представлена произведениями ВасилияМешкова, МеераАксельрода, Юрия Волкова, Владимира Кранца, Павла Гречишкина, Владимира Гаврилова.

Например, из работ пейзажиста Гаврилова выставлена картина «Ранняя весна» (1954-1961 гг., картон, масло) с авторской подписью в левом нижнем углу. А на обороте имеется незаконченная композиция со сходным изобразительным мотивом.

Кстати, о художественном мотиве – и он, и стилистика этой работы характерны для творчества Владимира Гаврилова 1950- 1960-х гг. Наибольшее сходство отмечается с произведениями художника, написанными в доме творчества «Академическая дача» под Вышним Волочком, где он работал в качестве худрука творческих групп с 54-го. Вероятно, что весенний пейзаж является этюдом к картине «Северная деревня» (ГМИИ Республики Татарстан), написанной художником в 61-м году.

Мастер жанровой живописи Гаврилов Владимир Николаевич (1923–1970 гг.) окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова. С 1968 года преподавал там же. В 1942–1945 годах работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Произведения Гаврилова хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Его «Ранняя весна» выставлена на торги по лидирующей ставке 22 000 руб. Для любителей винтажных игрушек предстоящий аукцион тоже окажется весьма интересен. Коллекционеры точно не обойдут вниманием фарфоровый раритет «Девочка в капоре» конца 19 века. Трогательная детская игрушка была создана на заводе И.А. Акулина в Ново-Харитоново.Лидирующая цена за раритет составляет 4000 руб.

Начало аукциона 16 апреля в 19:00.


Материалы по теме:
Новое на сайте