В Общественной Палате РФ рассказали о необходимых мерах для создания системы непрерывного экологического образования в России

В Общественной Палате РФ рассказали о необходимых мерах для создания системы непрерывного экологического образования в России

Организаторами стали Комиссия по экологии и охране окружающей среды, Координационный совет при Общественной палате РФ по экологическому благополучию и Агентство стратегических инициатив при экспертной поддержке Научного совета по проблемам экологического образования РАО.

На круглом столе эксперты Координационного совета при Общественной палате РФ по экологическому благополучию представили аналитическое исследование, посвященное барьерам для построения и развития государственной системы непрерывного экологического образования в России. Полный текст исследования можно посмотреть по ссылке.

Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина:

«Экологическое образование — это про здоровье граждан, сохранность природы, мониторинг состояния наших водных ресурсов, это про молодежь, которая пойдет в науку. Не будет качественной мусорной реформы, если не будет экологического образования и просвещения. Нужно объяснить это людям. Нужно постоянно рассказывать об этом, обучать их».

Ирина Архипова, профессор НИУ ВШЭ, директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию KraftHeinz Россия:

«Нужно начинать с того, чтобы договориться о понятийном аппарате в области устойчивого развития, чтобы государство, образование и бизнес говорили на одном языке. Нужно разработать профессиональный стандарт для специалистов в области устойчивого развития, чтобы понимать, каким компетенции давать нашим студентам и взрослым. Многие вузы уже внедряют в той или иной форме экологическое образование, но пока что есть нехватка педагогических кадров. Нужно объединить академиков и практиков, чтобы первые не отставали от рынка, а вторые учились преподавать».

Юлия Ханьжина, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов:

«Мы видим запрос на качественное экологическое образование со стороны молодежи. У будущих специалистов меняется представление о том, как они видят себя в новом контуре мира и экономики. И, как следствие, формируется перечень новых “зеленых” профессий, для которых система образования должна подготовить кадры с учетом потребностей бизнеса в специалистах экологического профиля на ближайшую и будущую перспективу».

Анатолий Захлебный, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО:

«Наша задача — преобразовать безграничное потребление в узаконенный биосферно-совместимый образ жизни с бережным потреблением ресурсов. Для этого у нас сегодня есть рекомендации, но нет механизмов. Необходимы четкие предписания, которые исполнялись бы как на уровне государственных структур, так и на уровне населения».

Лариса Шмелькова, член Научного совета по проблемам экологического образования РАО и Координационного совета при ОП РФ по экологическому благополучию:

«Проблема в том, что сегодня нет четкого определения экологической культуры. Статья №71 ФЗ “Об охране окружающей среды” говорит о том, что процесс ее формирования должен быть комплексным и системным, однако статья №72 об основах экологической культуры, которые должны закладываться со школьного возраста, в 2012 году была исключена из текста закона. В результате у нас законодательно не закреплены четкие требования по формированию экологической культуры, нет единой методологии, инструментария для достижения цели, ведомства работают несогласованно, и многие мероприятия по охране окружающей среды и развитию экопросвещения в субъектах РФ оказываются неэффективными».

Горохова Елена, директор движения ЭКА, руководитель рабочей группы по экообразованию Координационного совета при ОП РФ по экологическому благополучию:

«Проведена большая исследовательская работа и теперь перед нами стоит вызов, как действовать дальше. Мы видим три уровня работы. Первый - на федеральном уровне внести изменения в законодательство, доработать нормативную базу, а также создать методологию, чтобы любой стейкхолдер, который хочет заняться экологическим образованием, понимал, чего нужно достичь и как измерять эффективность работы. Второй уровень — работа с региональными проектами, но обязательно с учетом федеральных норм. Наконец, работа с третьим сектором, НКО и научными организациями. Конечно, нужно идти всеми тремя путями».

Елена Дзятковская, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования:

«Представление о том, что формирование экологической культуры сродни обучению водить автомобиль — это большое упрощение. Ведь культура — это и ценности, и мировоззрение, и принципы поведения. Кроме того того, речь идет о создании новой культуры на других ценностно-мировоззренческих основаниях, а здесь важна преемственность поколений. Нужно найти в современной культуре то, на что мы сможем опереться, решая новые задачи по перевоспитанию, разрушению стереотипов и в повседневной жизни, и в педагогике».

Эксперты предложили некоторые меры для решения проблемы:

  • законодательно закрепить требования по организации и обеспечению экологического образования и просвещения, формированию экологической культуры в Федеральном законе № 7 “Об охране окружающей среды”;
  • разработать отдельные документы стратегического планирования, содержащие как приоритеты, цели и задачи экологического образования и просвещения, так и комплекс конкретных мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам, исполнителями и ресурсам;
  • включить показатели по развитию экологической культуры, развитию экологического образования и просвещения в оценку эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов;
  • разработать региональные документы стратегического планирования, содержащие комплекс конкретных мероприятий по организации и обеспечению экологического образования и граждан, формированию экологической культуры, либо включить указанные вопросы в действующие государственные программы регионального уровня.

По итогам круглого стола рекомендации экспертов Общественной Палаты РФ будут направлены в профильные органы власти.


Материалы по теме:
Популярное

Новое в разделе

Новости партнеров

Выбор редакции
Новое на сайте