В Парке Зарядье завершила работу композиторская лаборатория Re:Formers LAB

В Парке Зарядье завершила работу композиторская лаборатория Re:Formers LAB

Лаборатория проходила в Парке «Зарядье» с 6 по 11 июля, в ней приняли участие 16 композиторов в возрасте до 35 лет. Заявки поступили из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Улан-Удэ, Тулы, Казани.

К российским участникам присоединились молодые композиторы из Гамбурга и Цюриха. Проект стал продолжением фестиваля актуальной классики Re:Formers, инициированного пианисткой Марией Немцовой и саксофонистом Виталием Ватуля. Лаборатория состоялась при поддержке Союза Композиторов России, парка «Зарядье», YamahaMusic и Посольства Королевства Нидерландов в России.

Участники Re:Formers LAB присылали свои произведения заранее.

Приветствовались партитуры с участием электроники (фонограмма, live-электроника).

В рамках пяти дней лаборатории проходили читки и разбор написанных партитур с кураторами и исполнителями. Результатом лаборатории стали 16 новых музыкальных произведений – по числу участников проекта. Были представлены одночастные пьесы, дуэты, трио, квартеты. Часть прозвучала на концерте в парке «Зарядье», часть осенью можно будет услышать на площадках фестиваля Re:Formers в Москве. Работа в рамках лаборатории шла по двум направлениям.

Первое подразумевало написание сольных и камерных произведений с участием классического саксофона, популяризацию которого фестиваль Re:Formers видит одной из своих основных задач.

«Мы хотели расширить репертуар классического саксофона и пробудить к нему интерес публики. Решили сделать это с помощью композиторской лаборатории. Это очень молодой инструмент, он развивается и технически, и в смысле композиторского интереса», - объясняет Мария Немцова.

С участниками лаборатории в качестве кураторов работали голландский композитор Максим Шалыгин и московский композитор Марина Шмотова.

С лекциями выступили ученица Штокхаузена, Нино Жвания, композитор и саксофонист Гордон Тюдор (Хорватия), композитор, написавший наибольшее количество произведений для саксофона в XX веке, – Якоб ТВ (Jacobter Veldhuis) (Нидерланды), композитор Анна Друбич, альтист Сергей Полтавский. Говорили о развитии электронной музыки, о Штокхаузене, хорватском авангарде, о работе с музыкой в Голливуде. «Мы хотели показать весь спектр современной работы композитора», - поясняет Виталий Ватуля.

Отдельным направлением в работе лаборатории стало изучение индийской музыки и ее особенной ритмической системы. Мария и Виталий, познакомились с этой музыкой во время учебы в Амстердаме. И им захотелось поделиться с коллегами подходом к ритму, столь непохожим на европейский и более комплексным.

«Изучение системы карнатики открывает для композиторов и исполнителей совершенно новые возможности, снимает ограничения», - говорит Виталий Ватуля.

«Индийские музыканты готовы к соединению разных жанров, взаимодействию и сотрудничеству с западными авторами. Современная западная музыка многое взяла от этой системы. Мы хотели подтолкнуть молодых российских композиторов к мыслям о такого рода взаимодействии», - поясняет Мария Немцова.

Онлайн-лекции в рамках Re:Formers LAB провели эксперт по карнатик музыке Рафаэль Рейна (Нидерланды), который первым перевёл индийскую систему с помощью западной нотации, и корифей классической индийской музыки БС Манджунатх.

В рамках лаборатории молодые композиторы получили возможность эксперимента по соединению индийских классических ритмов и звучания западных инструментов: саксофона, скрипки, фортепиано.

В рамках лаборатории состоялись также два концерта. Все записи выступлений и лекций выложены в открытый доступ в интернет и доступны всем интересующимся.

Нынешняя лаборатория стала первым экспериментом такого рода для организаторов фестиваля Re:Formers. Результатами они остались довольны и надеются на продолжение в будущем.


Материалы по теме:
Популярное

Новое в разделе

Новости партнеров

Выбор редакции
Новое на сайте