ЦХЭ им. И.Е. Репина представляет публикации о нюансах атрибуции произведений Зинаиды Серебряковой

ЦХЭ им. И.Е. Репина представляет публикации о нюансах атрибуции произведений Зинаиды Серебряковой

Пастели Зинаиды Серебряковой: особенности творческого метода

Зинаида Евгеньевна Серебрякова – центральная фигура в искусстве модерна, одна из немногих русских женщин-художниц – хорошо известна своими неповторимыми пастелями. Ее произведения широко представлены в частных собраниях и регулярно встречаются на арт-рынке. В технике пастели художница много и плодотворно работала после 1924 года, когда поселилась в Париже. Серебрякова писала портреты друзей, близких, знакомых, работала на заказ. Также были востребованы ню художницы. Особняком стоит колоритная «Марокканская серия» (1928, 1932), исполненная Серебряковой по заказу и при спонсорстве бельгийского промышленника барона Ж. А. де Броуэра.

Несмотря на разные жанры и темы, все же общие черты у этих произведений очевидны, и они проявляются не только в индивидуальной стилистике художницы. Выбор техники, материалов, метода работы – в большинстве случаев остается неизменным. Можно сказать, что уже сами графические материалы стали частью художественной манеры Серебряковой.

Несмотря на то, что в эмиграции Зинаида Серебрякова испытывала материальные сложности, она всегда выбирала только качественную, профессиональную бумагу верже. Это специальная бумага, с ярко выраженными полосами и рельефной поверхностью, которую в XIX – XX веке активно использовали художники-графики. Именно фактурная поверхность обеспечивает лучшее сцепление материала, в данном случае сухой пастели, с основой. Причем Серебрякова отдавала предпочтение одной французской фирме, водяной знак которой можно найти на многих листах, использованных художницей. Именно идентификация бумаги, анализ ее качества, степени старения позволяет атрибутировать произведения Серебряковой. Помимо прочего, сам выбор техники пастели стал визитной карточкой произведений Зинаиды Евгеньевны. При помощи метода рентгенофлуоресцентного анализа можно определить набор пигментов, который свойственен работам художницы. И, несомненно, сам метод работы – характерные линии, прорабатывающие силуэт, манера косого штриха, растушевки, особенности проработки деталей – раскрывают нам почерк Серебряковой и позволяют провести атрибуцию ее произведений.


Материалы по теме:
Популярное

Новое в разделе

Новости партнеров

Выбор редакции
Новое на сайте