Проект «Инклюзивный музей» разработал два новых методических продукта для работы в музеях с людьми с ментальными особенностями

Проект «Инклюзивный музей» разработал два новых методических продукта для работы в музеях с людьми с ментальными особенностями

Проект «Инклюзивный музей» разработал два новых методических продукта для работы в музеях с людьми с ментальными особенностями

Оба материала являются результатом работы экспертов и основаны на изучении и анализе зарубежной и отечественной практики инклюзивной деятельности музеев. Их внедрение позволит осуществить значительные изменения как в развитии программ для людей с ментальными особенностями, так и в обеспечении доступности музеев в целом.

Перечень контрольных вопросов и рекомендаций (чек-лист) по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями – это набор необходимых мероприятий и условий, которые должен обеспечить музей для формирования доступной среды для людей с ментальными особенностями. Чек-лист дает четкие ориентиры для музеев, как в отношении необходимых минимальных условий, так и расширенных желательных условий, обеспечивающих максимальный комфорт для таких посетителей. Его использование позволит музеям грамотно и емко представлять информацию о доступности мероприятий и условий среды для посетителей с ментальными особенностями.

Важной составляющей данного документа являются определения терминов и понятий, которые наиболее часто используются в коммуникациях, когда речь идет о доступности музеев.

Чек-лист включает в себя критерии, их описание, контрольные вопросы и рекомендации по следующим направлениям: посетительский опыт, сенсорная доступность, предоставление сведений о доступности, информационная доступность, цифровая доступность, адаптированность мероприятий и социокультурная репрезентация.

Методическое пособие «Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях» предлагает ознакомиться с методами, которые используются при работе с людьми с аутизмом и другими ментальными особенностями. Вместе с тем, эти инструменты могут быть эффективны при работе и с более широкой аудиторией: со школьными группами, людьми с миграционным опытом и любыми посетителями, испытывающими сложности в посещении учреждений культуры и музейных программ без визуальной опоры.

Методы социальных историй и визуальной поддержки приобретают все большую востребованность в музейном сообществе. В пособии содержатся некоторые готовые алгоритмы того, как модифицировать музейную среду и контент наиболее эффективно, не затрачивая много времени и ресурсов на поиск информации и дорогостоящие материалы.

«Создав дружелюбную, адаптированную для посетителей с ментальными особенностями среду, сотрудники музеев помогут справиться с навигационными и коммуникационными сложностями гораздо большему количеству гостей музея, тем самым сделав его более открытым и инклюзивным пространством — музеем для всех», — отмечает автор-составитель пособия Евгения Хилькевич, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ (ФРЦ МГППУ).

В 2021 году проект «Инклюзивный музей» планирует провести ряд мероприятий, которые позволят более детально обсудить содержание данных методических материалов и вопросы, которые возникают при их применении в практической деятельности.

Проект «Инклюзивный музей» ориентирован на создание в музеях доступной среды и расширение возможностей социализации и самореализации людей с инвалидностью музейными средствами. С 1 по 13 декабря 2020 года в рамках проекта состоялась Всероссийская инклюзивная акция «Музей для всех!», реализованная Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) и АНО по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью «Колесо Обозрения» совместно с порталом Культура.РФ при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», Благотворительного фонда Владимира Потанина и с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Акция проводилась при содействии музеев и некоммерческих организаций – партнеров проекта.


Материалы по теме:
Новое на сайте