В Москве впервые прозвучит Скрипичный концерт Михаила Плетнёва

В Москве впервые прозвучит Скрипичный концерт Михаила Плетнёва

В программе — Вторая симфония Брамса и два скрипичных концерта — Чайковского и Михаила Плетнева, солировать в которых будет художественный руководитель фестиваля Вадим Репин.

Мировая премьера плетнёвского Концерта состоялась 30 марта в Новосибирске, место за дирижерским пультом РНО в этот вечер занял Алессандро Кадарио. 1 апреля его услышали омичи уже в дирижерской интерпретации Александра Рудина. 9 апреля в Концертном зале им. П.И. Чайковского прозвучит московская премьера сочинения.

Концерт посвящён другу и неизменному соратнику Михаила Плетнёва, народному артисту РФ, скрипачу Алексею Бруни. «Эмоции в преддверии предстоящего исполнения скрипичного концерта Михаила Плетнёва я испытываю разнообразные, я бы даже сказал, пронзительные, потому что с Плетнёвым меня связывает практически целая жизнь. Знаю, что он писал и как он писал, с подросткового возраста. Помню фортепианный концерт, написанный Плетнёвым в 12 и исполненный в интернате ЦМШ, где мы тогда жили. Потом было много других композиций, таких, например, как Фантазия на казахские темы для скрипки с оркестром, которую он написал в 1977 году, мы сыграли ее трижды — в Минске, в Казани и в Ярославле — и это была не только премьера сочинения, но и дирижерский дебют Плетнёва. Потом было исполнение с БСО и Федосеевым, сделали даже запись в ДЗЗ… Фортепианное каприччо — по сути, это одночастный, минут на 35, фортепианный концерт, который с нами исполнял Николай Луганский. Есть баянная Фантазия на татарские темы, которую он написал для своего отца, Василия Павловича, а также сочинение на тирольские темы — Fantasia Helvetica для двух роялей. Дуэт для скрипки и контрабаса, альтовый концерт, симфония, песни для детского хора, джазовая сюита, Концерт для трубы с оркестром, виолончельная соната… Всего не перечислить! И знаете, что интересно? Плетнёв-композитор имеет какой-то свой стиль — сложившийся, но в то же время постоянно меняющийся. Сочетание внутренней цельности со стремлением к разнообразию. К каждому сочинению у него свой стилистический подход и свой музыкальный язык.

Какой бы степени сложности и для какого состава ни была бы партитура — всегда всё очень ясно написано. Помните прекрасный роман «Степной волк»? Там такой образ возникает — идущая бесконечная черная толпа, и главный герой спрашивает: что это такое? а ему отвечают: это лишние ноты из произведений Вагнера и Брамса… Так вот есть ощущение, что Плетнёв не пишет лишних нот.

Скрипичного концерта я ждал более 20 лет. Это уже очень давняя история: партитура несколько раз терялась — то в Москве, то на гастролях, и Плетнёву приходилось восстанавливать её по памяти, потом вроде бы закончил, но решил что-то переделать… Но вот наконец-то сочинение готово! Большая честь и радость, что концерт посвящен мне. Огорчает только, что состояние здоровья не позволяет мне сейчас его исполнить - а так хотелось бы! Содержание концерта глубокое и лаконичное. Где-то веет духом Шостаковича, а иногда как будто просвечивает Прокофьев — есть потрясающий эпизод, вызывающий в памяти его Первый скрипичный концерт… Но Плетнёв умеет удивительным образом всё переплавить и сделать единым целым, единой выразительной системой. Очень непростая сольная партия, и по смысловой, и по эмоциональной нагрузке, и интонационно, и технически — скрипачу там приходится попотеть! Вадим Репин — замечательный музыкант. Так что с нетерпением буду ждать московской премьеры».


Материалы по теме:
Популярное

Новое в разделе

Новости партнеров

Выбор редакции
Новое на сайте